Sunday, November 30, 2008

Урок 54


Лева, Тали, Данилка

Этот урок мы проводили с Герой

1. Повторение последовательности (Simon says) (Гера)


Эта игра популярна в мобильных телефонах - четыре цвета нажимаются в определенной последовательности, каждый раз повторяя предыдущую и увеличивая на один. Гера положил четыре разноцветные куска конструктора и приподнимал куски. Дети должны были повторить. Дошли где-то до 11 шагов.

Дополнение: поиграть в последовательность действий в виде истории: Петя зашел домой. Петя зашел домой и помыл руки, т.д. 


2. Считаем кирпичи (Гера)
Гера достал большой конструктор Lego и сделал из нескольких кусков форму. Затем он спросил сколько кирпичей в этой фигуре. Под кирпичами ин имел в виду цилиндрические выделения, которые скрепляют фигуры. Так как их видно не всех, то ребенку нужно в уме представлять дополнительные "кирпичи" даже не видя их. Это замечательная идея - обучает считать в уме. Лева на удивление быстро считал. Затем детей попросили сделать любую фигуру с таким же числом кирпичей, желательно другую. Это задание обучает ребенка слагаемым числа - сумма каких чисел дает желаемое число.

Это занятие также позволяет детям учить умножение - при наложении одной формы на такую же.

Дополнение: поиграть с большими числами. Использовать стандартный Lego - там гораздо большее разнообразие форм.

3. Честные и вруны
Когда-то давно мы играли в эту игру. На острове есть честные и вруны и нужно узнать. Мы встретили одного из жителей и нужно узнать, честный он, или врун. 
Вначале каждый ребенок был либо честным либо вруном, мы ему задавали вопросы, а он либо говорил правду, либо врал. Все было просто. Но когда мы обнаружили на острове Геру, и не знали, кто он, тут стало тяжело. Вопросы "Ты честный?" не помогали, а так же стандартный вопрос "Сколько тебе лет?" так как мы точно не знали его возраст. Так дети ничего и не придумали, а жаль.

4. Сколько осталось до 10?
У меня были карточки с цифрами 1-9. Я показывал детям карточку и спрашивал, сколько осталось до 10. Это хорошее упражнение для отнимания и складывания чисел, особенно когда сумма переходит на следующий десяток. Например, 8 + 5. Если ребенок знает, что у 8 до 10 осталось 2, а 5 = 2+3, то он вычислит сумму. Лева хорошо считал, и я стал у него спрашивать, сколько осталось до 20, до 30. У Данилки спрашивал, сколько осталось до 5, показывая цифры от 1 до 4. Если было тяжело, просил показать пальцами число, и посчитать число загнутых пальцев. Спросил у Тали сколько осталось до 20, и предложил использовать пальцы. Она очень удивилась, когда узнала, что у нее не 10, а 20 пальцев, села на пол и стала их пересчитывать на ногах 

Дополнение: сколько осталось до любого числа, не только 10

5. Играем в слова (Гера)
Гера распечатал слова по английски в двух экземплярах. Дети по очереди тянули, читали слова, и если у кого то находилось такое же, то пара убиралась. Замечательное упражнение для чтения и изучения слов. Это также помогает ребенку увидеть, что слова, которые вроде бы одинаковые, на самом деле разные (например,  bad и bed)  Дети с удовольствием играли.
У этой игры есть большой потенциал.

Дополнение: использовать предметы и глаголы и просить детей создать предложение

6. Пересечение множеств
До занятий мы с Левой тсчательно готовились - вырезали фигуры различной формы и размера. Все фигуры различались одним из 3 свойств: цветом (желтый, красный, зеленый), размером (маленький, средний и большой) и формой (квадрат, треугольник и круг)

Я взял три шнурка и сделал 3 пересекающихся кольца. В каждом кольце должны были помещаться фигуры определенного свойства: 1 - желтые, 2 - квадраты, 3 - маленькие (ортогональные множества)

Затем я попросил детей рассортировать все фигуры. Особые проблемы вызвали фигуры которые не пренадлежали ни к одному из них (большой зеленый треугольник). Мы их клали снаружи колец. Дети периодически ошибались и я им объяснял, что это неправильное место и просил их найти правильное.  Со всеми пересечениями каждая фигура шла в одно из 8 мест - это довольно непросто.

Дополнение: использовать другие ортогональные множества 

7. Играем коммандой в крестики - нолики

Нас было 3 ребенка и 2 взрослых. Мы решили все вместе поиграть в крестики нолики. Есть такая игра - на большом поле, нужно ставить по два крестика / нолика и сделать 6 в ряд. В нашей игре мы играли семьями - мы с Левой ставили по 2 крестика, Гера с Тали - по 2 нолика, А Данилка играл третьим цветом и играл независимо против нас. Нужно было поставить 5 в ряд. Было ужасно интересно, хотя 5 в ряд довольно легко поставить, если ставить по 2 в ряд, но для детей это было в самый раз.


No comments: