Tuesday, April 7, 2009

Урок 71


Лева
Сообщающиеся сосуды - объяснение

Я вернулся с Левой к сообщающимся сосудам - почему вода не переливается вначале, а потом, как только вберешь в себя воздух, она начинает переливаться и переливается, пока не опустошит верхний сосуд?

Я объяснил это вот как: вода состоит из малекул - это такие маленькие штучки, которые очень дружат друг с другом. Куда одна идет, туда и другая. А малекулы, как и все остальное притягиваются к земле. Если воду не выдувать, как и на первой картинке, то молекулы не выбираются вверх трубки, потому что они притягиваются к земле.

Теперь, выдуем воздух. Что происходит, когда мы вдыхаем воздух из трубки? Там его не остается, и получившеяся пустотя вытягивает молекулы из трубки (тут, конечно, можно было рассказать и об атмосферном давлении, но я решил не усложнять). А так как молекулы очень дружат, одна тянет за ручку другую, другая - третюю, и так далее пока они не начнут опускаться вниз по трубке, притягиваясь к земле. Так они все и выливаются из трубки, следуя одна другой, пока сосуд не опустошится.


Ханойская башня и экспоненциальный рост

Я задал Леве вопрос - если он может переложить 5 колец за час, то за сколько он может переложить 6 колец? Лева долго думал, потом сказал - 70 минут. Мы рассмотрели процесс подробнее: Чтобы переложить 6 колец, нужно вначале освободить нижнее кольцо, для этого все 5 колец должны быть на среднем штыре. Сколько занимает переложить 5 колец на средний штырь? 1 час. Теперь перекладываем самое большое кольцо на оставшийся штырь, и после этого 5 колец на самое большое кольцо - еще час. Всего 2 часа.
А если 7 колец? Сообразили, что 4 часа. 8 колец- 8 часов, и так далее.

Лева спросил, а сколько ему займет переложить 100 колец, я сказал, что наверно солнце остынет раньше чем переложит. Тогда он очень удивился -"И что, я умру, и все равно буду продолжать их перекладывать?!"




No comments: