Saturday, September 20, 2008

Урок 45

Лева, Саша

1. Сумма арифметической прогрессии

У Саши оказались Guisenaire Rods - пластиковые палочки из квадратиков различной длины.
Я положил рядом полочки длинной в 1,2,3,4 квадратика и порпосил детей посчитать, сколько всего квадратиков. Вообще-то моя идея была в том, чтобы показать им, что считать, когда квадратиков больше, а не меньше, а также дать введение в сумму арифметической прогрессии. Так что я положил напротив палочек 1,2,3,4 палочки длинной 4,3,2,1

х  х  х  х
   х  х  х
х     х  х
х  х     х
х  х  х
х  х  х  х

Затем я объединил палочки и объяснил, что получилось четыре палочки по 5, как пальцы на руках и на ногах. Все знают что у человека 20 пальцев, а 1+2+3+4 - это всего-лишь половина, то есть получается 10

Дополнение: Эту задачу нужно решать когда дети пройдут умножение, иначе для них все эти вычисления не имеют смысл - легче посчитать квадратики, чем выдумывать какую-то ерунду


2. Повороты фигур

По моему, гораздо лучшее применение для Guisenaire Rods я обнаружил в повороте фигур. Я располагал 2-3 палочки разными способами -рядом, перпендикулярно, вертикально, и т.д. И просил детей построить точно такую же фигуру, только повернутую на 90 градусов. Саша довольно неплохо к концу строила, Лева много ошибался, он вообще не внимательный - ему главное идея в общем, а не детали. И рисует он тоже весьма схематично, кроме мечей - мечи у него настолько отшлифованно получается, как будто напечатаны

После того как дети строили свои версии фигур, мы проверяли - я поворачивал свою фигуру и мы сравнивали

Дополнение: попробовать зеркальное отображение и поворот на 180 градусов с этими же палочками
Дополнение: для поворотов фигур можно использовать все что угодно, например набор геометрических разноцветных фигур


3. Игра на тренеровку памяти

Я хотел продемонстрировать детям силу ассоциативной памяти -это даже меня удивило. Я выложил на стол 10 предметов (прошла неделя, а я отлично помню их: юникорн, зайчик, человек в сапогах, палочка, карточка, ручка, голова, пчела, бинокль, ручка.)

Затем я быстро забрал предметы и попросил ошарашеных детей повторить, какие предметы лежали. Конечно, они ничего не смогли, тогда я положил предметы обратно и мы стали придумывать сказку:

Юникорн спал, а человек в сапогах так громко топал, что юникорн проснулся и стал гоняться за человеком. Они испугали зайчика, который нечаяно наступил на пчелу, которая со злости укусила зайчика с помощью палочки. Зайчик аж подпрыгнул от боли и полетел на карточке как на ковре самолете. Там он стал смотреть в бинокль и увидел какую-то голову. Он это все решил записать ручкой.

После этой сказки я опять забрал предметы и все без труда перечислили все 10.

Мы играли в подобную игру раньше, когда нужно было забрать 3 предмета из 10 и определить какие. Это довольно нелегко. Однако после такой сказки дети мгновенно определяли чего не хватало

4. Острые и тупые углы при пересечении прямых

Несколько раз мне приходилось объяснять детям про острые и тупые углы (острый - можно уколоться). Мне пришла идея показать пример острых и тупых углов на примере пересечения прямых:
Саше пришлось заново объяснять, что такое острые и тупые углы, так как она с ними еще не сталкивалась. Зато Лева пришел в восторг, когда вдруг до него дошло, что пересекающиеся прямые образуют одинаковые углы - два острых - одинаковых, и два тупых- одинаковых. 

Дополнение: прямые углы образующуюся пересечениями прямых

5. Чем отличаются ...

Игра с мячом или мягкой игрушкой - кидаешь ребенку и задаешь вопрос, ребенок отвечает, возвращая мяч

Чем отличается
   школа от садика
   америка от африки
   море от океана
   молоко от сока
   грейпфрут от апельсина
   закат от восхода

No comments: