Thursday, September 25, 2008

Урок 46

Лева

1. Крестики-нолики

В крестики-нолики мы играли и раньше, Лева уже более внимателен и меньше ошибается. Однако мне интересна была ситуация, при которой противнику не остается выбора:


х х . 
о х о
. о .

Куда бы нолики не пошли, крестики выигрывают. Когда такие ситуации создавались, я указывал на них Леве. Это позволяет ребенку понять, что выигрыш может произойти и до того момента, когда 3 крестика или нолика поставлены в ряд.

2. Как это может быть?

Я предложил Леве поиграть в "как это может быть...", например
Как это может быть - камни падают вверх?
- на цветах стоят дома
- мухи едят слонов
- у крокодила очки
- сидит мальчик на стуле а на него с потолка капает сок
- у сабаки расцвел хвост

Все эти вопросы я так и не успел воплотить в реальность, так как Лева тут же перехватил инициативу и стал меня заваливать вопросами. Не могу припомнить его вопросы, но было очень интересно - пытаться дать логическое объяснение аномальным явлениям, типа летающие учительницы или поедание мечей.

3. Равные углы

Я опять нарисовал Леве пересекающиеся прямые и попросил указать на одинаковые углы. Он без труда это сделал
Затем я усложнил задачу:
 Я был уверен что предыдущий урок с пересекающимися прямыми не прошел безрезультатно. Оказалось, что нет. Лева считал что угол А больше угла B, потому, что у угла А палочки длиннее:

После недолгих обсуждений мы пришли к выводу, что угол не зависит от длинны сторон. Более того, я взял ножницы и вырезал все углы, чтобы их можно было сопоставить и сравнить.
Зашла речь о параллельных прямых. Я нарисовал параллельные прямые и сказал, что они выходят из за листа и протягиваются до следующего дома, и до другой улицы, и до другого города. Эту идею Лева обобщил и сказал, что эти прямые будут идти по всей земле, вокруг, и вернутся туда, откуда пришли, как в нашем уроке про человечков, идущих по кольцу.
Меня это очень удивило - у ребенка первые ассоциации связаны с не-евклидовой геометрией! (у Евклида прямые идут прямо) А что если в таком возрасте пытаться преподать ему теорию относительности, как он будет воспринимать вещи?

No comments: