Sunday, June 8, 2008

Урок 2

Лева, Тали, Данилка
1. Волк, коза и капуста
перевести их всех на другой берег, только по одному в лодке, так чтобы волк не съел козу, а коза-капусту.
(наличие игрушек волка козы и капусты, помогло. Так же важно иметь лодочника, в нашем случае это была русалка, которую притащила Тали. Когда русалка рядом, волк не может съесть козу, а коза-капусту. Лишь только она отплывает, тогда проблемы)
Дети начали экспериментировать с различными комбинациями, я им говорил, когда проблемы. Сошлись на козе. Затем привезли волка/капусту. Тут дети застопорились, если русалка уедет то проблема. В один момент когда русалка собиралась уехать и оставить волка с козой, Тали предложила забрать козу. Затем дети быстро разобрались в какой последовательности кого возить. Интересно, что в этот вечер Лева хотел продемонстрировать и опять застопорился - идея везти козу обратно не очевидная.

2. Множества, геометрические фигуры, пересечение множеств, прямой угол

(набор разноцветных плоских фигур - треугольников различной формы, четырехугольников, квадратов, ромбов, хотелось бы большее разнообразие, несколько разноцветных шнурков)
У Данилки спросил что такое треугольник, он не мог ответить, показал ему треугольник, спросил почему это треугольник. Он сказал потому что твердый. Показал твердый квадрат.
Тали объяснила что 3 угла.
2 мновества - треугольники и красные фигуры. Давал по очереди фигуру и просил поместить в правильный круг. Дошли до белого квадрата. Тали немного подумав положила снаружи. (Я это все уже проделывал с Левкой, поэтому работал в основном с Тали.) Затем показал красный треугольник. Тали опять задумалась - сразу увидела что его нужно и туда и туда. Лева очень хотел помочь пересечь шнурки. Я спросил, что можно сделать со шнурками и она сама быстро додумалась.

Дополнение: Можно использовать 3 множества, например - красные, треугольники, наличие прямого угла.

Затем рассматривали прямой угол. Когда он внизу треугольника/четырехугольника, это не вызывает проблем. А когда наверху: /\ то тяжелей. Мое определение прямого угла:
Если поставить на землю, то вторая сторона идет прямо вверх.

Также учили острые углы. Острый угол - это тот, который колется. Гонялся за детьми и колол их острыми углами. До тупых углов не добрались, надо бы продолжить.

Дополнение: Учиться рисовать острые, тупые и прямые углы. Нужна будет линейка и прямой угол. Вместо прямого угла можно научить детей использовать циркуль.

Дополнение: чего больше - треугольников или фигур? прямоугольников или четырехугольников? Прямоугольников или квадратов?

Дополнение: рисовать >4 угольники.

3. объемные фигуры - названия, свойства.

Набор строительных блоков разных цветов.
показывал детям разные фигуры, какие они разные если смотреть с разных сторон. Толком ничего не успели.

Дополнение: выучить названия фигур и их свойства:
Дополнение: подобные фигуры - треугольники и квадраты разных размеров.

В заключение урока дети строили из блоков.

4. Свойства Звука (Гера)

Линейка, которая издает звуки разной частоты когда вибрирует в зависимости от расстояния. Надо подобрать линейку или упругую проволоку.

Чем мы слышим? Что такое звук? Опыт с линейкой. Герена линейка была недостаточно гибкая, стучала о стол и не могла издать тонкого звука.
Звуки издаются не ударами линейки о стол а колебаниями воздуха.
Тонкие и низкие звуки.

Дополнение: рассмотреть разные звуки, как они производятся - колебания, удары, что еще?

Закинуть голову и говорить а-а-а-а, приложив руку к горлу, ощущать колебания. Издавать тонкие и низкие звуки.

Телефонный аппарат - две коробочки на вытянутой нитке. Несмотря на то что звук не передавался, дети прибалдели, так как если говорить в коробочку звук искажается и такое ощущение что действительно телефон работает. Надо разобраться как на самом деле передавать звук и сделать так что без аппарата звука на слышно

Делаем ушки - воронки из бумаги. Нужна бумага больше обычной, и плотнее, для лучшего результата

Склеили воронки и пошли во двор слушать птичек. Если друг с другом разговаривать через воронку как через рупор, и слушать через другую, то получается интересно.

Дополнение: струна - натягивать струну и издавать звуки


Дополнение: тест на слух. Узнать как его делать.

Дополнение: локальность звука. Издать звука из одной точки и показать детям, что если воронка направлена в эту точку, то слышно гораздо лучше. Интересно, почему?

Дополнение: звук в воде, в металлах
.
Дополнение: Аналогия распространения звука с волнами при падении камня в воду.

Дополнение: рупор - сделать музыкальный инструмент, сделать муз инстр из стаканов с водой,
как работает гитара, скрипка.

Дополнение: аналогия рупора с воронкой в которую попадает много воды.

Дополнение: Эхо, эхолот для измерения глубины.

Дополнение: зачем 2 уха? Завязать глаза и одно ухо. Где пригодится (медведь в лесу, "Аууу" - маша заблудилась, как ее найти?)


No comments: