Saturday, June 14, 2008

Урок 3

Лева, Рони, Айдан
1. Свойства квадрата, прямоугольника, четырехугольника
Это было начало урока, и неудачное. Начало занятий должно быть более вовлекающим и неординарным. Я попросил детей нарисовать квадрат. Оказалось что хоть все и знают как рисовать квадрат, но такие квадраты которые дети рисуют собьют с толку полностью - ни прямых углов, ни равных сторон не было. (Нужно было дать им посмотреть на готовые фигуры, это бы им помогло разобраться в их характеристиках). Я спросил что характерезует квадрат, затем перешел на прямоугольник. К сожалению контенгент был не соответствующий - дети были маленькие и я даже не добрался до прямых углов.

Задача: Раздели квадрат на 2 треугольника.
Лева сразу разделил, а затем провел вторую диагональ.
Сколько здесь треугольников?
Лева ответил, что 4, Роня стал спорить и мы стали считать, раскрашивая их. Я им подсказал пятый, и после этого дети без труда нашли оставшиеся 3 (большие) - всего 8.

Дополнение: определение прямого угла, кто найдет больше прямых углов.

Позже я продолжил это занятие с Левой, и за 15 минут мы очень продуктивно поработали:

(Ножницы, бумага, карандаш)
Нарисуй четырехугольник но не прямоугольник. Лева на удивление сразу справился - нарисовал трапецию.
Раздели этот четырехугольник на 2 треугольника, тре и четырехугольник, 2 четырехугольника, тре и пятиугольник.
С первыми тремя задачами у Левы не было проблем. Четвертую он не мог решить. Стал рисовать кривые линии. Чтобы избежать этого я вырезал ему эту трапецию и дал ножницы и попросил в один "чирк" разрезать трапецию на треугольник и пятиугольник. Он так и не придумал, но я ему не подсказывал - повесил трапецию у него на стену над кроватью - пусть подумает.

Кстати, вместо ножниц легче использовать простую палочку - не нужно рисовать и вырезать новый четырехугольник каждый раз при ошибке.

Дополнение: вогнутые четырехугольники. Не-четырехугольники - с 4-мя углами но не прямыми отрезками


2. Дроби
Лева

(ножницы, бумага, карандаш)
Это занятие предполагалось для всей группы мальчиков, но они явно были не в состоянии заниматься этим, так что я перешел на программирование и затем фокусы с центром тяжести ниже точки опоры (см. уроки физики)

Позже когда дети ушли, я занялся этим с Левой. Вообще очень важен состав детей. Похоже если дети младше, то для Левы занятия непродуктивные, и один-на один гораздо более эффективно.

Раздели квадрат пополам. Я надеялся что Лева разделит по треугольникам, но он разделил вертикально. Попросил разделить прямоугольник, он разделил кривовато. Я спросил, уверен ли он что это точно, и предложил представить что это торт, и я себе возьму большую половину. Затем я вообще вырезал квадрат - и попросил разрезать на две равные половинки. Я надеялся что чтобы проверить он догадается сопоставить половинки. Но он продолжал отрезать по кусочку от каждой, чтобы выравнить - так пол торта у нас потерялось.

Тут я понял, что можно перейти к более простой задаче и предложил вот такую:
(нитка или веревка)
Два разбойника (мы ставим Али-бабу, где Лева Ахмед, так что разбойники в моде) ограбили купца и забрали у него золотую нить, очень дорогую. Но они никак не могут разорвать нить поровну, И Леве под страхом смерти поручили это задание, при лишь одной попытке. Идея - чтобы соединить концы. Лева не додумался, просил подсказать, но я повесил шнурок у него на стене чтобы подумал.

Дополнение: (циркуль) - раздели круг на 2 равные части, равносторонний треугольник.

Дополнение - раздели четырехугольник на 3 части (любые), или любую фигуру на 3 части, затем 4 части - сколько линий нужно чтобы разделить на N частей ? (N-1)


3. Программирование робота
(Все дети)
(6 больших квадратов выложенных прямоугольник, по которым можно ступать, карточки: вперед, повернуть влево, вправо, старт и стоп, цифры)

Я считаю, что это замечательная идея, но дети были маловаты, нужно попробовать с пятилетними. Один ребенок - робот, другой - программист, он задает роботу инструкции, а тот их выполняет.
У нас были разноцветные квадраты. Задание было дойти до квадрата определенного цвета - задать инструкции. Дети с задачей не справились, я им показал как быть роботом и программистом, на этом и кончили, но это только начало.

Карточки были маленькие и я долго ломал голову как их поместить чтобы дети могли их по порядку выполнять. Вот Машина идея. Также, не нужно "старт" и "стоп" пока что.

В тот же день попробовал с Левой на шахматной доске. Ему оказалось легче ставить карточки прямо на те клетки где находится робот. Затем мы их передвинули и положили в ряд.
Вообщем, это неправильное упражнение.

Дополнение: Необходимо превратить все в игру, а инструкции - в специальный игрательный язык, который только дети понимают.

В дальнейшем карточки желательно иметь магнитные, чтобы располагать в 2-измерениях на магнитной доске



Дополнение: повторить тот же урок со старшими детьми
Дополнение: добавить карточку "поднять" и задавать инструкции сбора чего-нибудь на квадратах
Дополнение: тоже самое на шахматной доске. Заменить повторения цифрами (вместо 4 раза вперед 4-стрелка вперед)


5. Фокусы с предметами стоящими на иголках

Пример устроиства которое стоит на игле и имеет центр тяжести под точкой опоры. Проволочная вешалка и плоскогубцы. Для каждого ребенка - пробка, 2 булавки, тяжелый груз, пластилин.
(Идея - если центр тяжести ниже точки опоры, то предмет держится на тонкой игле. Важно чтобы проволока ведущая к грузу была наглухо связана с иглой являющейся точкой опоры)

Я сказал что будут фокусы. Спросил думают ли они что эта штука может стоять на игле. Все сказали нет. Я поставил, и спросил хотят ли они сделать такое - же устройство.
Выбрали львов. Мы им кое как слепили гриву, надели на пробки, Из вешалки я сделал крюки, один конец воткнул в пробку, на другой конец повесил груз. В пробку воткнул булавки - тоненькие ножки. Получилось здорово.

6. Центр тяжести
Лева

(карандаш, линейка или другие длинные предметы)
Хотел этот сделать со всеми детьми, но опять же не получилось.

Объяснил Леве, что центр тяжести у предмета там, где он не падает если его там держать. Начали с карандаша, затем Леве так понравилось что он приносил свои мечи, пистолеты и другие предметы и мы искали центр тяжести. Вначале он предполагал где это место, я ему ставил на руку, и если падало он делал другое предположение. Затем я сказал ему что он может и без моей помощи искать центр тяжести и он стал делать это сам.

Дополнение - нахождение центра тяжести двумя пальцами двигающимися друг к другу.

Дополнение - фокус со спичечной коробкой у которой на одной стороне гайки

Дополнение - центр тяжести и точка опоры. Когда предметы падают и когда нет

No comments: