Saturday, June 21, 2008

Урок 4

Лева, Диана, Вика
1. Обычное кольцо и кольцо Мебиуса
ножницы, полоски плотной бумаги, липкая лента или скрепки, карандаши
Дети сделали кольцо из бумаги, скрепив концы липкой лентой и скрепками.
Я рассказал, что кольцо -это как планета, на нем живут люди. И они путешествуют по верху кольца. Но, во отличие от планеты, в кольце живут другие люди, на внутренней стороне, и эти два народа не знают друг о друге. Иногда они конечно слышат, что кто-то наверху стучит, но они думают что это бог? град?

Я хотел сохранить эти кольца для последующего эксперимента с физикой - мы бы прикрепили грузик к внутренней стороне кольца, сделали бы неваляшку, но до этого так и не дошли

Затем я приступил к кольцу мебиуса. Я сделал кольцо. Элина предложила чтобы дети посмотрели на мое и сделали сами. Но они стали делать обычное кольцо а потом пытаться его согнуть.
Тогда я показал им как я это делаю и они быстро справились со своими.

Моя первоначальная идея была попросить расскрасить кольцо двумя цветами, а потом попросить сделать то же самое для кольца мебиуса. Однако я решил продолжать с человечками.

Дополнение: расскрасить кольцо двумя цветами, а потом попросить сделать то же самое для кольца мебиуса. Начать с двух противоположных сторон в одной точке.

Я попросил нарисовать на кольце мебиуса путешественника, который решил пойти по кольцу. Дети стали рисовать линию и вскоре обнаружили что путешественник идет по всем сторонам кольца мебиуса и возвращается обратно!

Затем я сделал дырку в кольце и попросил разрезать на 2 части вдоль. Я наверно удивился результату больше всех - я даже не подумал что получится кольца в 2 раза большее!
К сожалению кольцо было не очень хорошо скреплено и разорвалось, что не дало нам исследовать является ли получившееся кольцо мебиусом или нет (не является - оно перекручено 2 раза и имеет 2 стороны) Необходиму учитывать то, что кольцо будет разрезано и скреплять концы соответственно, чтобы не разорвались.

Затем я спросил, что получится если разрезать обычное кольцо вдоль и они сразу сказали 2 кольца.

Дополнение: исследовать свойство кольца полученного в результате продольного разреза кольца мебиуса
Дополнение: разрезать кольцо мебиуса в трети, не в середине.
Дополнение: края и стороны в обычном кольце и кольце мебиуса.


2. Взаимодействие точки опоры и центра тяжести (коробок)
Коробок с гайкой на одной стороне, липкая лента, кольца из бумаги, грузики

Я взял карандаш и стал медленно его двигать так чтобы его край все больше и больше перевешивался через край стола. Я попросил детей кричать перед тем как карандаш упадет. Ведь они предполагают что центр тяжести в середине и интуитивно знают, что если он перевешивается через стол, то карандаш упадет.
Затем я сказал что будет фокус. Я взял коробок с приклееной гайкой к краю, я открыл коробок с другой стороны чтобы доказать что он пустой. И стал двигать коробок, чтобы он перевешивался через стол. Конечно дети кричали, а коробок не упал
(маленький коробок не очень эффектно смотрится, нужен большой коробок или длинная коробочка)
Мы спросили детей, почему это происходит?
Они сразу дали аргумент типа "волшебная коробочка" (я же сказал фокус)
Тогда я разрешил им подержать коробок в руках но не открывать. Ничего. Тогда я сказал держать коробок в друх руках и определить какая сторона тяжелее.
После этого я открыл коробок, и сделал тот же фокус с открытым коробком, чтобы они могли видить гайку. Это не вызвало никакого удивления, как и следовало ожидать. Я закрыл коробок и опять показал фокус.

Продолжение: я хотел сделать такой же фокус с кольцом неваляшкой, но дети уже не хотели заниматься

No comments: