Гера принес воздушный шарик, для изучения воздуха – воздух мягкий, затем стакан воды – вода тоже мягкая, ее можно проткнуть, затем дети пытались бить кулаками по стене, чтобы убедиьтся, что стена твердая. В заключения Гера сделал вывод: предметы бывают газообразные, твердые и ... “Мокрые” - закончила Тали. Затем поставили в холодильник формочки с водой. В конце урока вода превратилась в лед. Также растапливали сахар, чтобы показать, как он становится жидкий, а потом твердый.
Дополнение: показать, как при растапливании и охлаждении сахар меняет свое состояние – из кристаликов превращается в твердую форму. Рассказать о других материалах, которые ведут себя также, и как это используется
2. Задача про тигра, льва и дракончика
Это задача, похожая на волка, козу и капусту. Есть тигр, лев и маленький дракончик (это то, что я нашел у Гереных детей экспромтом), и охранник. Нужно перевести зверей через мост с учетом того, что или лев, или тигр может укусить дракончика, когда охранника нет рядом, поэтому ему нельзя с ними оставаться наедине. Идея в том, чтобы перевести дракончика вначале, затем еще кого-нибудь, а дракончика вернуть. Эту задачу можно обобщить следующим образом
А, Б, В – три животных
1.
АхБ (А не может быть наедине с Б)
БхВ
(Волк, коза и капуста)
2.
АхБ
АхВ
(кролик, лев и тигр – кролик не может оставаться с львом или тигром
(волк, кролик и зайчик – волк не может оставаться с кроликом или зайчиком
Эти задачи одинаковые в принципе, но для детей это может быть неочевидно, так как в одном случае нужно перевести слабенького, а в другом – сильного.
Дополнение: попробовать нерешаемую задачу
АхБ
БхВ
ВхА
(Курица, пчела, волк – курица ест пчелу, пчела кусает волка, волк ест курицу)
или
АхБ
АхВ
БхВ
(Волк, кошка и мышка – волк ест кошку иу мышку, а кошка – мышку)
Пусть ребенок сам докажет что эта задача нерешаема
Дополнение: подумать как это обобщить на N животных, M несостыковок и переводить не более К животных вместе
3. Комбинаторика: все комбинации из 3 желтых и 2 красных
Найти все комбинации из 3 желтых и 2 красных цветов. Для этой задачи я использовал магнитики из magnetix. Мне показалось, что это замечательная идея – соединять желтые и красные магнитные палочки в разных порядках,, но на практике это не сработало – ведь для того, чтобы проверить, есть ли уже такая комбинация, небходимо было сопоставить две палочки, а они все время примагничивались друг к другу и их нужно было отдирать.
В результате мы нашли все комбинации – их так мало из за того что мы не брали те палочки, которые можно было бы перевернуть и получить то же самое
11100
11010
11001
10110
10101
10011
01110
Никакого вывода из полученного сделать не удалось. Я несколько раз пробовал комбинаторику с детьми, и каждый раз вопреки моим ожиданиям получалось как то бестолково, единственный раз когда было неплохо – это когда мы с Левой рассматривали все комбинации 3-х цветов, (6).
Дополнение: использовать какие-нибудь другие средства- не магнитики, также учитывать все не переворачивая
4. Упражнение на внимание - найти спрятанные на картинках предметы
Дети с удовольствием рассматривали картинки одной из известных книг Jean Mazollo, I spy... - похоже у них гораздо лучше это получается чем у взрослых
5. Повторение последовательности на плоскости (blocus)
Для этого упражнения я использовал blokus trigon. Стандартный блокус состоит из квадратиков, тот, что был у меня – из треугольников. Само по себе это ужасно интересная игра, надо уже попробовать с Левой поиграть.
Каждый ребенок получил формы своего цвета. Мы по очереди составляли фигуру из 3-х форм, остальные должны были повторить. Детям очень понравилось это упражнение. В заключение каждый делал свою фигуру из всех форм соостветствующего цвета. Лева сделал морду крокодила, которая ест бабочку.
No comments:
Post a Comment