Sunday, July 20, 2008

Урок 18

Лева, Айдан, Саманта, Алиса, Саша, Феня, Иосик

С каждым разом в уроках участвует большее число родителей, для такой большой группы из 7 детей это очень важно – я один не справляюсь, и некоторые дети не усваивают то что я им хочу понять.



1. Края / концы

(палка, шнурок, бумага, ножницы, клей)

(Я сам не очень хорошо понимаю чем край отличается от конца.)

Сперва я показал детям палку и спросил сколько концов у нее. Все закричали, что 2.

Я спросил, что будет если один конец отломать. Кто-то закричал 1, кто-то 2, а кто-то 3.

Я поломал палочку, чтобы все убедились сколько остается.


Затем я достал пушистую палочку с металлическим стержнем используемую для arts and crafts. 2 конца. Я объединил концы в кольцо. Дети увидели, что концов не стало.


Сколько концов у мяча? В основном все говорили, что нет концов, Лева сказал, что один.


Я вырезал прямоугольник из бумаги и спросил, сколько краев. 4

Затем я сделал кольцо из прямоугольника – осталось 2 края.


Для Иосика я склеил лист Мебиуса, чтобы он убедился, что не 2 края, а 1. Мы проделывали это задание с детьми пару месяцев назад. Однако у меня не было времени сейчас объяснять Иосику как устроен лист Мебиуса, и он так ничего и не понял. Для такой большой группы нужна помощь родителей, чтобы каждый родитель с ребенком исследовал лист Мебиуса.


Затем я нарисовал треугольник и спросил, что будет если один угол отрезать. Получил ответ – останется от 2 до 5 концов. Разрезали, посчитали. Некоторые дети не могли смириться что количество углов увеличивается даже после подсчета, утверждали, что осталось 2 угла.

Я спросил, что будет, если я отрежу еще один угол у получившегося 4-х угольника. Опять ответ – от 3 до 5 концов. Опять проверили. Мы этим занимались до того, что у нас получился 12 угольник. При таком большом количестве углов они становятся очень тупые и их тяжело считать.


Главное- дети усвоили, что не всегда когда что-то отрезаешь, количество уменьшается.


2. Симметрия

Я объяснил детям, что симметрия – это когда можно провести линию, и с одной стороны будет точно так же как и с другой. Затем мы попытались найти симметрию простейших геометрических фигур – квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. В основном у детей получалось. Затем я стал рисовать более сложные фигуры – лица, машины. Детям давалось не очень легко. Интересно было когда я попросил детей найти симетрию Иосика, точнее, его лица. Многие пытались начертить горизонтальную линию. Я терпеливо объяснял, что с одной стороны лоб, а с другой – рот – несимметрично. Сам Иосик попытался найти свою симметрию и провел вертикальную линию идущую через один глаз. Я только потом понял, что он сделал это для того, чтобы разделить лицо по середине, а где середина? В середине глаза, конечно! Вовсе не очевидно, что середина находится где то "сбоку", по носу :) Я ему объяснил, почему это не симметрия. Затем Алиса додумалась, глядя на Иосика.


Дополнение: повторить задачи на симметрию. Принести карточки, реальные предметы. Начать использовать зеркало для потверждения.


3. Солнечные зайчики

(зеркала)

Я заранее попросил родителей принести зеркала.

Первоначально я зотел провести солнечный зайчик в лес, в какое-нибудь темное место. Но погода была немного облачная. Так же дети не понимали как направлять солнечных зайчиков. Понадобилась помощь взрослых.


Дополнение: первым делом нужно потренировать координацию детей для управления солнечными зайчиками: раздать всем по зеркалу, встать с ними в одно положение и попросить повернуть зеркало как и у меня. После этого каждый может найти свой зайчик.


Дополнение: игра на попадание солнечным зайчиком. Сделать мишень, и каждый ребенок должен попасть в мишень.


После этого я рассказал детям историю из Сикорука “Физика для малышей”, когда люди зажгли корабль с помощью множества зеркал. В этой же книге есть вопросы, в частности – что мы видем когда в глаза попадает солнечный зайчик. Когда я спросил у Левы, он не ответил. Я спросил у детей и действительно – никто толком не знал. (для непонятливых – видим солнце)

Я тогда попросил их пойти и проверить, что видно – может зайчик с ушками. Дети побежали, но из за отсутствия предварительной подготовки никто не мог вычислить как направить себе в лицо солнечный зайчик. Я так и оставил этот вопрос без ответа.



4. Судоку


(Карточки с судоку различных степеней сложности)


Продолжение занятия с решением судоку 4х4. В этот раз родители активно помогали детям и все трудились, кроме Иосика, который запускал ручной пропеллер. А жаль, я для него приготовил несколько сложных вариантов.

Я использовал вариант полностью заполненного решения и убирал оттуда цифры, чтобы создать разные уровни сложности:

  1. Самый простой – в основном по всем направлением пропущена всего одна цифра

  2. Посложнее – в 2-3 напрвавлениях пропущена одна цифра, остальные должны решаться последовательно, когда очевидные пустые места заполнены.

  3. Самый сложный – решение становится очевидным, если использовать не одно направление, а 2, напр, по вертикали уже стоит 1,2, а по горизонтали – 3. Значит пропущено 4.


5. Острый нюх и “глаза разбегаются”

Я спросил, что такое острый нюх, предложил вариант с нюхом буратино. Затем мы поговорили как это “глаза разбегаются”. Что если пришел в лес, и глаза разбегаются? Как их найти? Без острого нюха не обойтись :)




No comments: