Friday, July 25, 2008

Урок 23

около 10 детей 4-6 лет

К этому занятию я серьезно готовился, и количество детей теперь привело меня в расстройство. Со всеми подружились, все хорошие, но занятия уже разлетаются. Конечно, детей можно развлекать, но это не то что мне надо. Даник уже давно участвует очень мало, а Лева с каждым занятием все меньше и меньше. В этот раз он уже не слушал меня вообще и был где-то сам по себе. Короче, этот балаган надо прекращать - развлекать детей - это одно дело, и я это тоже делаю с удовольствием, но моя задача - это научить детей думать, а при таком количестве никакого развития не будет. Надо попробовать занятия с разным числом детей (от 2 до 6) и найти что работает лучше.


1. Упорядочивание и работа в команде

(бумажки с большими точками или цифрами, скрепки)

Я раздал каждому по бумажке с числом. С первым заданием - разложить бумажки по порядку дети справились.

Затем я сказал каждому держать свою бумажку и попросил встать по порядку. Тут дети просто стояли и не знали что делать. Проблема в том, что никто не хотел брать на себя ответственность.

Дополнение: назначить главных


К сожалению дети еще не готовы к той игре которую я для них придумал - повесить эти числа каждому на спину и попросить выстроится, (в идеале не разговаривая)

Дополнение: выстроиться молча, выстроиться с бумажкой на спине молча (каждый ребенок не знает своего собственного числа)


2. Задача с запутанным условием

Идея этой задачи в том, что чтобы ее решить, нужно воспользоваться бумагой и ручкой - не все решается в уме.


Есть 6 существ: птица, бабочка, рыба, кошка, букашка, слон

птица укусила букашку

кошка укусила рыбу

слон укусил кошку

рыба укусила букашку

птица укусила бабочку

Вопросы:
Кого не укусили?
Кого укусили 2 раза?
Кто никого не кусал?

Кто кусался 2 раза?


Условие я прочел быстро, чтобы еще больше создать ощущение запутанности, а то вдруг некоторые в уме решат?

Вначале я думал что дети будут сами рисовать схематично существ и помечать кто кого кусал. Попросил их нарисовать 6 квадратов, в которые мы собирались вписать зверей. Тут я понял, что нарисовать 6(!) квадратов - для детей уже верх сложности -- во первых, квадрат, во вторых - их еще надо считать. Так что рисовал я все сам а они смотрели.
Укусы мы нарисовали красным фломастером (кровь) напротив тех кого укусили
А напротив тех кто кусал - нарисовали по зеленому зубу. Все сразу стало понятно.

Лева в задании не участвовал, надо с ним отдельно решить.

3. Коммутативность умножения (a*b = b*a)

Три девочки взяли по 2 книжки, сколько книжек?

Я специально выбрал книжки, чтобы их рисовать одну к другой, чтобы получилась матрица 2х3

Нарисовал 3 девочек, под ними 2 книжки.

Затем: 2 девочки взяли по 3 книжки, сколько книжек?

Тут я девочек нарисовал сбоку, чтобы получилось та же картинка. Интересно, что дети опять считали, и некоторые умудрились получить другой результат.

Затем я предложил 5 девочек, по 2 книжки, и дополнил картинку, чтобы показать, что 5х2 = 2x5

Но интерес детей угас и я перешел к следующему заданию


4. Что падает быстрее - тяжелое или легкое?

Почему-то я был уверен, что тяжелый предмет падает так же как и легкий, если они одной же формы.
Я взял бумагу и в одну из них завернул камень. Затем залез на вышку спасателей и оттуда бросил одну скомканую бумажку, одну с камнем. Вроде знаю, что должно быть одинакого, а все равно страшно - а вдруг тяжелое упадет быстрее? Так и получилось. Бумага с камнем упала значительно быстрее, все дети этому радовались, кроме меня. Тогда я бумагу с камнем распрямил, сделал ее больше по площади, чем скомканая бумажка, чтобы сопротивление воздуха было больше, тут они стали падать приблизительно одинакого. Иосик объяснил, что чем больше бумага, тем больше воздух мешает.

Пришел Лева и сколько раз я при нем не бросал, он был уверен на своем - тяжелый падает быстрее.

Чья то мама сказала, сейчас он вам объяснит почему, но у меня не было в планах объяснять - это просто эксперимент.



Дополнение: в следующий раз можно наклеить камень на лист бумаги, чтобы он падал медленнее, а второй лист скомкать. Если есть достаточно внимания, можно отследить с помощь опытов, что влияет на падение - вес или площадь листа, или оба


Значит так, выяснил - тяжелый предмет падает быстрее чем легкий, если есть сопротивление воздуха. Когда воздух мешает предмету падать, то легкому предмету он мешает больше, чем тяжелому. Можно представить воздух в виде маленьких мячиков, которые ударяются в падающий предмет. Если падающий предмет легкий, то мячики его больше будут останавливать.

No comments: